Творчество является составной частью
художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании.
Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию
художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На
основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается
отношение к собственной художественной
деятельности.
Оно способствует изменению
отношения ребенка к процессу познания,
развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми
ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Программа «Творческая мастерская»
разработана для занятий кружка по декоративно-прикладному
творчеству.
При разработке программы «Творческая мастерская» был учтен уже имеющийся опыт работы
образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного
образования по художественно-эстетическому направлению. Эта программа, хотя и
представляет значительный интерес с точки зрения организации внеурочной
деятельности обучающихся, но в основном представлены одним направлением
декоративно – прикладного творчества:
лепка, вышивка, батик, бисероплетение, и т.п.
Содержание программы «Творческая мастерская» является
продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства,
технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями
декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение,
бумагопластика, изготовление кукол, рисунок
по ткани. Большое внимание уделяется
творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и
познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают
вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка,
воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании
и самоутверждению в жизни;
-формированию
понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно –
прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно –
творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей
и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных
художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе на
основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей соленого теста,
бисероплетения, бумагопластики, и
изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Цель программы:
-Воспитание личности творца,
способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов
декоративно – прикладного искусства.
-Формирование у обучающихся устойчивых систематических
потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе
познания искусства, истории,
культуры, традиций.
Цель может быть
достигнута при решении ряда задач:
-Расширить представления о многообразии видов
декоративно – прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к
окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области,
выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства
выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и
творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение,
самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно – эстетический
вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои
работы общественно значимыми.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого –
педагогических, физических особенностей детей среднего возраста.
Программа «Творческая мастерская» разработана на год занятий
с детьми среднего школьного возраста и
рассчитана на поэтапное освоение
материала на занятиях во внеурочной
деятельности.
Программа рассчитана на 68
часов (2 часа в неделю).
Основной формой работы являются учебные занятия. На
занятиях предусматриваются следующие
формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная,
коллективное творчество.
Занятия проводятся в учебном
кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в
специально оборудованном учебном кабинете.
Для
реализации программы «Творческая мастерская» необходимо
тематическое оснащение занятий:
-
изобразительные
наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы);
-
картины, плакаты;
-
готовые изделия;
- оборудование для демонстрации презентаций: компьютер, мультимедийный проектор и др;
- приспособления – бумага, клей, тесто и др.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую
деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром
иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение
учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая
неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности
исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется
технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят
деятельность и повышают интерес детей. |