Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам?
Функциональная грамотность — это способность использовать знания, умения и навыки для решения разнообразных задач в различных областях, причём на метапредметном уровне — то есть при необходимости применяя информацию, полученную из различных образовательных сфер и источников. В данное понятие также входит способность использовать анализ, синтез, оценку достоверности и другие логические навыки, лежащие в основе критического мышления.
Формирование функциональной грамотности — гораздо более сложный процесс, чем обучение чтению, письму, чем накопление знаний и зазубривание формул. К числу навыков, которые приобретаются в процессе овладения функциональной грамотностью, относятся такие умения, как:
- работать с информацией;
- применять знания на практике;
- устанавливать межпредметные связи;
- критически оценивать данные и отбирать нужное;
- делать самостоятельные выводы;
- использовать знания не только в учебных, но и в различных ситуациях, выходящих за рамки школьной программы.
В итоге же от уровня развития функциональной грамотности зависит раскрытие потенциала человека, развитие креативности и способности мыслить. В прямой связи находятся и способность к самообразованию, профессиональной мобильности — то, без чего немыслима успешность в динамично меняющейся реальности третьего тысячелетия.
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
- Банк заданий PISA
- Открытые задания
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования
- Примеры открытых заданий по функциональной грамотности
- Примеры открытых заданий по математической грамотности
- Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности
- Примеры открытых заданий по финансовой грамотности
- Примеры открытых заданий по читательской грамотности