Программа внеурочной деятельности «Театральная студия на французском языке» имеет художественно-эстетическую (общеинтеллектуальную) направленность.
Программа составлена с учётом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям школьников 10-12 лет.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения французского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения французскому языку, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.
Интерес к искусству, рожденный на уроке, находит свое продолжение за пределами учебной деятельности, а дополнительные занятия в театральных кружках и студиях дают импульс для расширения рамок школьной программы. Обучающийся становится не пассивным аккумулятором знаний, а участником совместного творческого процесса познания, выбирая для себя интересную и посильную деятельность.
Таким образом, внеклассная работа по иностранному языку способствует повышению уровня знаний учащихся, развивает у них интерес к изучению предмета, оказывает на школьников большое воспитательное воздействие.
Театральная практика в процессе обучения французскому языку соответствует современным коммуникативным методам обучения, стимулирует творческую деятельность обучающихся, делает мотивированным процесс изучения французского языка и французской культуры. Занятия в кружке помогают учащимся повторить, активизировать языковой материал, изученный на уроках. Они привыкают употреблять его в речи, их словарный запас обогащается за счёт незнакомой лексики, включённый в тексты инсценировок. Сцена приучает школьников к чёткой речи, правильно фонетически и интонационно оформленной.
А соприкосновение с искусством превращает изучение языка в кружке в яркое, увлекательное занятие. Подготовка и постановка спектаклей, их музыкальное оформление, декламация стихов, выполнение красочных декораций – всё это помогает приобщить детей к прекрасному, расширить их кругозор, осуществлять эстетическое воспитание.
Театральные формы привлекательны для детей своей игровой основой. Игра - это изначальная школа поведения. Игра является более широким фактором общения, чем речь. Дети повторяют в играх все то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Игра, в которой самостоятельно работает детская душа, это тоже деятельность, не столько деятельность, сколько качество деятельности, качество сознания, качество поведения. Игра снимает или уменьшает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей. Детское театральное творчество имеет прямую связь с личной заинтересованностью и личным переживанием ребенка, оно возникает в ситуации, мотивирующей потребность в выражении захвативших его чувств. Деятельность в театральной студии активирует процессы познания, самопознания, самораскрытия личности, дает возможность научить обучающихся студии яркой, эмоциональной, наполненной содержанием французской речи, закладывает основы коммуникативной культуры.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Общаться и играть, открывать новые французские слова, возможности и способности узнавать друг друга и доверять друг другу, познавать мир – ведь это чрезвычайно увлекательно. Вдвойне приятно, что уже в возрасте 10-12 лет ребенок сможет излагать свои мысли на языке Каролингов, Ришелье и мушкетёров, Шарля Пьеро, Виктора Гюго, Маленького Принца Экзюпери и других выдающихся французов.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
· Личностно – ориентированного подхода, признания самобытности и уникальности каждого обучающегося;
· Природосообразности, учитывая возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности;
· Сотрудничества и ответственности;
· Сознательного усвоения учебного материала;
· Систематичности и последовательности обучения;
· Наглядности. Просмотр фильмов, прослушивание записей скороговорок, стихов и песен.
Цель программы:
· Формирование художественной активности обучающихся средствами французского языка и театрального искусства;
Задачи программы:
Образовательные:
· Познакомить обучающихся с различными сказками на русском и французском языках;
· Познакомить с авторами отечественных и зарубежных сказок, с художниками-декораторами, с отечественными и зарубежными художниками.
· Познакомить обучающихся с мультфильмами и фильмами, поставленными по сюжетам сказок (на русском и французском языке).
· Обеспечить усвоение обучающимися ЛЕ (лексических единиц), знание которых необходимо для работы в театральной студии и постановки сказок на французском языке.
Развивающие:
· Развитие памяти, мышления и творческого воображения;
· Развитие артистических возможностей;
· Развитие речи и коммуникативных навыков;
Воспитательные:
· Воспитание эстетического вкуса, коммуникативной культуры, умения работать в группе.
· Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Отличительные особенности образовательной программы от уже существующих программ.
Данная программа внеурочной деятельности позволяет одновременно обучать французскому языку, способствует приобретению опыта социального взаимодействия и благоприятно сказывается на психике ребенка. Занятия по данной программе благотворно влияют на эмоционально-волевую сферу ребенка, оказывает помощь в коррекции возникающих у него эмоциональных проблем. Необходимо отметить, что работа школьников в кружке приносит им огромную пользу. Дело не только в том, что в процессе приобщения к искусству развивается вкус, пробуждается творческая активность. Показ спектакля, реакция зрителей – всё это даёт возможность детям познать радость труда.
Кружок, объединяющий 20-25 человек, является трудовым коллективом, каждый член которого отвечает за порученное ему дело, и все вместе – за конечный результат трудового процесса. У школьников вырабатываются правильные межличностные отношения. Они овладевают культурой общения, умением трудиться в коллективе. Члены кружка понимают, как важно придти на помощь товарищу, у всех формируется чувство коллективизма.
Формы и режим занятий.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Объём программы - 35 часов. Программа рассчитана на обучение детей 10 - 12 лет. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Набор детей осуществляется по желанию без учета предварительной подготовки, так как всегда есть возможность организовать работу обучающихся с репликами персонажей различной степени сложности.
Программа предусматривает использование индивидуальной, фронтальной и групповой форм работы.
Репетиции и слаженная работа всех членов кружка завершаются прогоном спектакля. После обсуждения, устранения обнаруженных недостатков, упущений назначается генеральная репетиция. На торжественную премьеру приглашаются учителя, родители, учащиеся.