Каталог файлов
Меню сайта



Вакансии



Форма входа




Социальные сети



Поиск



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Архив



Приветствую Вас, Гость · RSS 26.10.2020, 11:50

Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Интеллект. Интерес. Исследование"
[ Скачать с сервера (975.1 Kb) ] 12.12.2013, 11:48

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учебного материала, ростом эмоционального неблагополучия ученика, с другой.  Федеральный государственный стандарт основного общего образования ориентирован на снятие данного противоречия, ставя перед педагогами задачу формирования у обучающихся универсальных способов деятельности.  Овладение ими сделает дальнейшую социализацию ученика успешной, позволит ему обучаться на уровне, удовлетворяющем современное информационное общество.
Основная образовательная программа МБОУ «Лицей №17» определяет задачу формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) для каждого предмета, входящего в учебный план, а также для программ внеурочной деятельности.
Фундаментальное ядро основного общего образования определяет универсальные учебные действия в широком значении как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Мы считаем, что выделение задачи интеллектуального развития как приоритетной обосновано необходимостью психолого-педагогической поддержки ученика в процессе обучения, своевременной коррекции трудностей, снижающих эффекты социализации, а также помощи в личностном развитии обучающихся. Именно это обусловливает актуальность предлагаемой программы.
Вслед за авторами концепции «Школа-2100» мы выделяем следующие познавательные универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы у учащихся 5-6 классов в результате освоения образовательной программы (курсивом выделен повышенный уровень):
1.     находить достаточную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
2.     владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;
3.     самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения;
4.     анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
5.     классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;
6.     сравнивать объекты по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;
7.     устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне;
8.     устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач;
9.     представлять информацию в разных формах.
Ученики 5 класса, как свидетельствует практика, не всегда готовы к обучению в основной школе в силу разных причин, в том числе и из-за недостаточной сформированности необходимых УУД начального образования.
Поэтому цель данной программы заключается в создании условий для формирования познавательных универсальных учебных действий, что будет способствовать интеллектуальному развитию учащихся.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
1.     организовать учебное взаимодействие в игровой         форме на основе доверия;
2.     обеспечить преемственность в развитии познавательных универсальных учебных действий между начальной и основной ступенями образования;
3.     формировать универсальные учебные действия  в ходе групповых занятий;
4.     обеспечить оперативную диагностику и коррекцию уровня овладения универсальными учебными действиями.
В ходе реализации данной программы предполагается проведение групповых занятий в форме психологического тренинга с использованием активных методов обучения:
-       игра,
-       дискуссия, полемика, дебаты,
-       модерация,
-       проектная деятельность,
-       исследовательская деятельность,
-       презентация результатов исследования;
-       психологический тренинг,
-       работа с текстом,
-       самостоятельная творческая работа и др.
Программа реализуется на принципах, определенных Основной образовательной программой МБОУ «Лицей №17»:
-       принцип диалогического общения со значимым другим, предполагающий равноправное субъектное взаимодействие педагога и обучающихся в педагогическом процессе;
-       принцип идентификации как обеспечение условия развития ценностно-смысловой сферы личности подростка;
-       принцип совместного решения значимых личностных и общественных проблем как выражение психолого-педагогической поддержки в процессе личностного роста;
-       принцип системно-деятельностной организации воспитания как интеграции важнейших компонентов воспитательно-образовательной практики;
-       аксиологический принцип как основа формирования системы ценностей подростка.
В содержании программы интегрированы знания из различных областей: русский язык, математика, природоведение, история.
Структура программы предполагает распределение учебного времени на три тематических блока:
1.     Диагностический. Цель – выявление актуального уровня развития познавательных универсальных учебных действий  у учащихся, завершивших освоение программы начального общего образования.
2.      Формирующий. Цель – формирование познавательных универсальных учебных действий на достаточном и повышенном уровне.
3.     Заключительный. Цель – закрепление позитивных изменений, заключительная диагностика, определение перспектив личностного развития учащихся.
Программа ориентирована на учащихся 5 классов, которые окончат начальную школу в 2012/2013 учебном году по базисному учебному плану 2004 года и не будут иметь сформированных УУД начального образования. Это поможет им осуществить переход на обучение по Федеральному государственному образовательному стандарту основного образования и базисному учебному плану 2008 года.
В дальнейшем программа может быть использована для организации коррекционно-развивающих занятий с учениками 5 классов, испытывающими учебные затруднения.
Программа рассчитана на 35 часов учебного времени, периодичность занятий – 1 занятие в неделю в течение учебного года.
Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Исходя из целей данной программы, мы планируем достижение следующих метапредметных результатов:
1.     познавательные УУД: владение навыками работы с информацией, основными операциями познавательной деятельности (достижение определяется содержанием программы);
2.     регулятивные УУД: владение навыками самоорганизации, способность к целеполаганию, выбору стратегии, планированию путей, достижению результатов, самооценке;
3.     коммуникативные УУД: умение излагать свою позицию, использовать основные методы дискуссии и полемики, понимать позицию собеседника, работать в команде, преодолевать конфликты (формирование регулятивных и коммуникативных УУД осуществляется в ходе тренинга, т.е. определяется формой организации занятий);
Помимо метапредметных, планируется достижение личностных результатов: способности к аргументированной оценке поступков, осознание своих сильных сторон и слабостей, уважительно-доброжелательное отношение к партнерам,  способность осуществлять осознанный и ответственный выбор. Этих результатов можно достичь за счет синергетического эффекта командного взаимодействия.

Категория: Мои файлы | Добавил: lizey17
Просмотров: 671 | Загрузок: 56 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz