В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учебного материала, ростом эмоционального неблагополучия ученика, с другой. Федеральный государственный стандарт основного общего образования ориентирован на снятие данного противоречия, ставя перед педагогами задачу формирования у обучающихся универсальных способов деятельности. Овладение ими сделает дальнейшую социализацию ученика успешной, позволит ему обучаться на уровне, удовлетворяющем современное информационное общество. Основная образовательная программа МБОУ «Лицей №17» определяет задачу формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) для каждого предмета, входящего в учебный план, а также для программ внеурочной деятельности. Фундаментальное ядро основного общего образования определяет универсальные учебные действия в широком значении как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Мы считаем, что выделение задачи интеллектуального развития как приоритетной обосновано необходимостью психолого-педагогической поддержки ученика в процессе обучения, своевременной коррекции трудностей, снижающих эффекты социализации, а также помощи в личностном развитии обучающихся. Именно это обусловливает актуальность предлагаемой программы. Вслед за авторами концепции «Школа-2100» мы выделяем следующие познавательные универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы у учащихся 5-6 классов в результате освоения образовательной программы (курсивом выделен повышенный уровень): 1. находить достаточную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; 2. владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию; 3. самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения; 4. анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; 5. классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; 6. сравнивать объекты по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; 7. устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне; 8. устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач; 9. представлять информацию в разных формах. Ученики 5 класса, как свидетельствует практика, не всегда готовы к обучению в основной школе в силу разных причин, в том числе и из-за недостаточной сформированности необходимых УУД начального образования. Поэтому цель данной программы заключается в создании условий для формирования познавательных универсальных учебных действий, что будет способствовать интеллектуальному развитию учащихся. Для достижения цели предполагается решить следующие задачи: 1. организовать учебное взаимодействие в игровой форме на основе доверия; 2. обеспечить преемственность в развитии познавательных универсальных учебных действий между начальной и основной ступенями образования; 3. формировать универсальные учебные действия в ходе групповых занятий; 4. обеспечить оперативную диагностику и коррекцию уровня овладения универсальными учебными действиями. В ходе реализации данной программы предполагается проведение групповых занятий в форме психологического тренинга с использованием активных методов обучения: - игра, - дискуссия, полемика, дебаты, - модерация, - проектная деятельность, - исследовательская деятельность, - презентация результатов исследования; - психологический тренинг, - работа с текстом, - самостоятельная творческая работа и др. Программа реализуется на принципах, определенных Основной образовательной программой МБОУ «Лицей №17»: - принцип диалогического общения со значимым другим, предполагающий равноправное субъектное взаимодействие педагога и обучающихся в педагогическом процессе; - принцип идентификации как обеспечение условия развития ценностно-смысловой сферы личности подростка; - принцип совместного решения значимых личностных и общественных проблем как выражение психолого-педагогической поддержки в процессе личностного роста; - принцип системно-деятельностной организации воспитания как интеграции важнейших компонентов воспитательно-образовательной практики; - аксиологический принцип как основа формирования системы ценностей подростка. В содержании программы интегрированы знания из различных областей: русский язык, математика, природоведение, история. Структура программы предполагает распределение учебного времени на три тематических блока: 1. Диагностический. Цель – выявление актуального уровня развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся, завершивших освоение программы начального общего образования. 2. Формирующий. Цель – формирование познавательных универсальных учебных действий на достаточном и повышенном уровне. 3. Заключительный. Цель – закрепление позитивных изменений, заключительная диагностика, определение перспектив личностного развития учащихся. Программа ориентирована на учащихся 5 классов, которые окончат начальную школу в 2012/2013 учебном году по базисному учебному плану 2004 года и не будут иметь сформированных УУД начального образования. Это поможет им осуществить переход на обучение по Федеральному государственному образовательному стандарту основного образования и базисному учебному плану 2008 года. В дальнейшем программа может быть использована для организации коррекционно-развивающих занятий с учениками 5 классов, испытывающими учебные затруднения. Программа рассчитана на 35 часов учебного времени, периодичность занятий – 1 занятие в неделю в течение учебного года. Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Планируемые результаты освоения программы Исходя из целей данной программы, мы планируем достижение следующих метапредметных результатов: 1. познавательные УУД: владение навыками работы с информацией, основными операциями познавательной деятельности (достижение определяется содержанием программы); 2. регулятивные УУД: владение навыками самоорганизации, способность к целеполаганию, выбору стратегии, планированию путей, достижению результатов, самооценке; 3. коммуникативные УУД: умение излагать свою позицию, использовать основные методы дискуссии и полемики, понимать позицию собеседника, работать в команде, преодолевать конфликты (формирование регулятивных и коммуникативных УУД осуществляется в ходе тренинга, т.е. определяется формой организации занятий); Помимо метапредметных, планируется достижение личностных результатов: способности к аргументированной оценке поступков, осознание своих сильных сторон и слабостей, уважительно-доброжелательное отношение к партнерам, способность осуществлять осознанный и ответственный выбор. Этих результатов можно достичь за счет синергетического эффекта командного взаимодействия. |